Новорожденный младенец совершенно беспомощен и его эмоции направлены на удовлетворение природных потребностей. Но даже в этом возрасте дети отличаются: одни кричат и много двигаются, другие более спокойны.
С возрастом дети меняются: они приобретают черты самостоятельности, овладевают навыками новых видов деятельности, понимают границы нарушения запретов и так далее.
Факты, которые характеризуют развитие ребенка:
Переход от простейших реакций к более сложным.
Овладение навыками коммуникации.
Развитие воображения.
Проявления с самостоятельных действий.
Дети обладают разным характером, но все они проходят одинаковые этапы развития, которые описаны в научной литературе.
В первый год жизни малыш осваивает простые действия: он ползает, хватает предметы, ходит, сидит и так далее. Постепенно развивается и его речь – от неразборчивых звуков до отдельных слов.
С наступлением 2-3 летнего возраста ребенок начинает активно запоминать слова и воспроизводить их. Малыш начинает воспринимать себя как отдельного субъекта, появляется понятие внутреннего «Я», он начинает самостоятельно выполнять действия.
В дошкольном возрасте (4 – 6 лет) ребенок учится оценивать собственные действия, он уже отчетливо понимает, что такое «хорошо» и «плохо». Ребенок усваивает элементарные ценностные установки, начинает сдерживать свои эмоции и побуждения, так как этого требуют нормы морали. В этот период дети тянутся к новым знаниям и относительной легкостью запоминают большие объемы информации.
Особенности психологического развития детей
В процессе развития ребенок познает различные виды деятельности: игровую, учебную, спортивную, трудовую и так далее. На каждом возрастном этапе доминирует тот или иной ее вид. Как известно, ребенок появляется на свет не с готовыми психическими процессами, они формируются по мере его взросления. Совершенствуется память, внимание, воображение, мышление, воля, речь, эмоциональная сфера и так далее. Со временем психические процессы приобретают произвольный характер.
Проблемы психологического развития ребенка
Развитие ребенка неразрывно связано с условиями, в которых он растет. Немаловажную роль в процессе воспитания играет ближайшее окружение и особенности воспитания малыша. Учеными доказано, что психологический климат семьи очень влияет на формирование характера ребенка. Эксперты утверждают, что нервные, неспокойные дети, склонные к хулиганству и дракам, растут в семьях, где часто происходят конфликты между родителями. И, напротив, спокойные и умиротворенные дети воспитываются в семьях, где родители относятся друг к другу с любовью и уважением. Очень часто дети проецируют отношения своих родителей на окружающих сверстников. Если, например, мальчик видит, как его отец поднимает руку на мать и ругает ее, то в его сознании откладывается установка, что подобное отношение – это норма. Такой ребенок обязательно попробует воспроизвести увиденные дома сцены в среде своих сверстников. Обычно мальчики из неблагополучных семей обижают и задирают девочек, даже пытаются их ударить. Задача педагогов и психологов — это выявление таких проблемных детей и работа с ними. Важно учитывать факт, что эти дети воспитываются в условиях психологического дискомфорта, а возможно и домашнего насилия, поэтому придется приложить максимум усилий во время работы и проявить немалое терпение.